Педагогический прикорм при искусственном вскармливании


Педагогический прикорм на грудном и искусственном вскармливании

Термин «педагогический прикорм» возник несколько лет назад. Его противопоставили прикорму педиатрическому, который создавался на мощной научной базе в течение всего двадцатого века. По этой причине данный вид введения новых продуктов в рацион малыша считают необоснованным. Действительно, научного подкрепления у него нет. Но консультанты по грудному вскармливанию советуют присмотреться повнимательней к его особенностям.

Принципы педагогического прикорма

— Современная система прикорма, — рассказывает консультант по естественному вскармливанию Ксения Соловей, — не учитывает множество факторов. Еда вводится не в ответ на потребности ребенка, готовность его организма к усвоению новой для него пищи, а потому что так надо. Разработаны десятки рекомендаций, когда и какие продукты нужно использовать, созданы таблицы объемов и норм. Педагогический прикорм этим нормам не подчиняется. Он позволяет маме и ребенку организовать знакомство с новой пищей в более комфортном режиме.

Педагогический прикорм не преследует целью введение каких-либо продуктов. Ребенка не стремятся накормить. Данная техника обеспечивает формирование интереса малыша к пище, становление навыков культуры еды и поведения за столом. Она стремится исключить опасное последствие «насильственного кормления» — отказ ребенка от еды.

Основные правила педагогического прикорма.

  • Не по календарю. Главным аспектом начала прикорма становится не возраст ребенка, а его готовность к получению незнакомой пищи. Учитываются факторы физиологического и психологического развития. При этом раньше шести месяцев знакомство со «взрослыми» продуктами не начинают. До этого периода, согласно рекомендациям ВОЗ, кормление ребенка осуществляется исключительно грудным молоком или адаптированной молочной смесью.
  • Без изменения консистенции. Ребенок знакомиться с продуктами в том виде, в каком они находятся в тарелке у родителей. Пища не пюрируется. Главное требование — соблюдение членами семьи здорового рациона, в который входят мясные продукты и рыба, злаки, молочные и кисломолочные продукты. На столе не должны присутствовать колбасы, сладости, ограничено количество жареной пищи.
  • Одинаковая еда для всех. Для малыша не готовят пищу отдельно. Он ест те же продукты, что и другие члены семьи.
  • Из маминой тарелки. До тех пор, пока кроха не умеет держать ложку, он пробует новую пищу из тарелок родителей. В возрасте девяти месяцев можно предложить ему собственную тарелку и посадить на личный стульчик.
  • Только грудное вскармливание. Педагогический прикорм при искусственном вскармливании не применяется. В его основе — поддержание полноценного грудного вскармливания до достижения ребенком года и старше. В этом случае малыш получает из маминого молока не только основные питательные вещества, витамины, микроэлементы, но и ферменты, необходимые для усвоения новой пищи. Искусственные смеси таких компонентов не содержат. Поэтому для малышей-искусственников прикорм должен осуществляться по педагогической схеме.

— Система педагогического прикорма как раз и была разработана для малышей на искусственном питании, — уточняет консультант по лактации Лилия Казакова. — Перетертая, пюрированная еда, продукты в баночках придуманы американскими педиатрами для того, чтобы максимально мягко перевести незрелую пищеварительную систему искусственника на более грубую пищу. Детям на грудном вскармливании это не нужно. Они сразу могут получать качественные и свежие продукты в их естественном виде.

Главное преимущество такого подхода заключается в том, что малыш знакомится не с едой как таковой, а с традициями своей семьи по принятию пищи. Отсутствует необходимость приготовления для него индивидуальных блюд. А грудное вскармливание, как основной источник всех ценных веществ для организма крохи, сохраняется в течение всего первого года его жизни и в дальнейшем.

Техника

Концепция педагогического прикорма не требует насыщения новыми продуктами. Согласно ей ни одно полноценное кормление грудью не должно вытесняться иным рационом, так как никакой продукт не сопоставим по качеству и ценности для детского организма с маминым молоком.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании следует начинать лишь тогда, когда ребенок готов к нему. Об этом свидетельствуют следующие признаки.

  • Физические. Ребенок уже научился удерживать в ручках предметы, умеет подносить ладошку с ее содержимым ко рту. Может показать, что конкретная пища ему интересна, демонстрирует желание находиться за столом с другими членами семьи. Для жевания он использует десны, а при попадании на язык пищи у него не возникает выталкивающее движение.
  • Пищевой интерес. Ребенок должен проявлять внимание именно к тому, что находится в тарелках старших членов семьи, а не только к столовым приборам и другим предметам на столе. Кроха требует новую пищу и не соглашается покидать стол, пока не получит желаемое. Пищевой интерес проявляется регулярно.
  • Физиологические. Эта группа признаков основана на дозревании желудочно-кишечного тракта ребенка до того уровня, чтобы потреблять какую-либо другую пищу, кроме грудного молока. До взрослого уровня еще, безусловно, далеко. Но уже сейчас у малыша не возникают аллергические реакции, если он попробовал что-то новое. Не происходит рвота на «взрослый» продукт или нарушение работы кишечника.

Введение прикорма до момента развития всех указанных признаков опасно для малыша. Поэтому не спешите предлагать ему что-то незнакомое ровно в шесть месяцев. Подождите недельку, другую, понаблюдайте за ребенком. Одни детки полностью готовы к прикорму в этом возрасте, другие приходят к этому значительно позже, в семь и даже в восемь месяцев. Поэтому вопрос, когда начинать педагогический прикорм, по отзывам консультантов по грудному вскармливанию, следует решать индивидуально.

— Ребенку в возрасте до восьми месяцев основательный прикорм не нужен, — уточняет консультант по лактации Ксения Соловей. — Малыш должен получать грудь по требованию, как раньше. Заменять даже одно кормление грудью не нужно, так как именно в мамином молоке содержатся все необходимые вещества для крохи. Энергетическая значимость прикорма начинает проявляться ближе к девяти, десяти месяцам.

Подготовка

Непосредственному получению новой пищи должна предшествовать «подготовительная работа». Мама и другие члены семьи знакомят ребенка правилам поведения на кухне, за столом. Для этого его берут с собой на семейные ужины и завтраки, мама позволяет находиться рядом, когда готовит пищу.

В возрасте с четырех месяцев ребенок активно интересуется столовыми приборами и другими предметами на кухне. Но этот интерес — вовсе не пищевой. Не отказывайте малышу в удовольствии играть с безопасными столовыми аксессуарами. Но контролируйте его поведение, когда он находится у вас на руках. Ваша задача — заинтересовать его процессом потребления пищи, а не теми предметами, которые этот процесс сопровождают.

Техника первого знакомства с новой пищей выглядит следующим образом.

  • Мама собирается завтракать. В ее тарелке находятся вкусные, свежие и безопасные продукты, например, творог, хлеб, сыр, печенье.
  • Кроха сидит на руках со своей ложечкой. Сначала малыш играет с ложкой, но когда мама приступит к еде, неизменно заинтересуется содержимым ее тарелки.
  • Кроха тянется за едой. Мама предлагает ему микродозу одного продукта. Под термином «микродоза» консультанты по грудному вскармливанию понимают маленький кусочек, буквально со спичечную головку.
  • Кроха кушает новый продукт. Или выплевывает его. В каждом случае первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит еще. Если новая пища понравилась, можно дать микродозу этого продукта три раза в течение одного приема пищи.

Особенно понравившиеся продукты малыши начинают просить ежедневно. Не торопитесь увеличивать их объем в рационе. В течение трех-пяти дней продолжайте давать их в указанной «микродозе». И только если не отметили негативных реакций, через пять дней можно довести их количество до чайной ложки.

Правила поведения за столом

Поощрение интереса ребенка к еде на вашем столе не означает возможность его полной свободы действий. Ведь педагогический прием призван научить его вести себя за столом, кушать в коллективе, получать удовольствие от пищи.

  • Не позволяйте малышу безобразничать в тарелке. Расположите его на руках так, чтобы иметь возможность отодвинуть тарелку в сторону или прикрыть ее рукой.
  • Предлагайте ту еду, к которой ребенок проявил интерес, то есть потянулся за ней руками. Не настаивайте на том, чтобы он попробовал не привлекающую его пищу.
  • Позвольте ребенку попробовать каждый понравившийся ему продукт в микродозе. За один прием пищи количество микродоз не должно превышать трех.
  • Откажитесь от кормления лишь одним продуктом. Достаточно быстро малыш потеряет к нему интерес.
  • Показывайте, какое удовольствие вы получаете от потребления конкретного продукта. Например, с наслаждением съешьте хрустящее яблоко. Это обязательно заинтересует кроху, и он потребует попробовать новый продукт.

Крайне важно, чтобы рацион малыша составляли именно те продукты, которые ест мама. Это позволит ему получить с грудным молоком необходимые ферменты для переваривания пищи.

Едим сами

Собственный стульчик за общим столом позволит ребенку почувствовать себя полноценным членом семьи. Во время обеда или ужина можно предложить крохе овощи или фрукты на пробу. Это могут быть лишь жесткие продукты, от которых сложно откусить большой кусок, например, яблоко, морковь, тыква. Можно попробовать и сушку, сухарик.

Основные рекомендации по самостоятельному питанию крохи.

  • Следите за тем, как малыш ест. Не позволяйте откусывать крупные куски.
  • Предлагайте кушать из своей тарелки. Сделать это можно будет ближе к девяти месяцам, когда у ребенка сформируются один-два прикорма.
  • Следите за чистотой. Первые попытки покушать самостоятельно всегда приводят к размазыванию еды по столу. Убирайте все разлитое и рассыпанное, так как малыш должен привыкать кушать в чистоте.

Грудное молоко остается главным пищевым продуктом в рационе ребенка. При введении педагогического прикорма оно сопровождает окончание каждой трапезы. Малыши любят запивать новые продукты маминым молоком. В этом есть преимущество! Содержащее пищеварительные ферменты, оно поможет организму усвоить полученную пищу.

В возрасте после года рацион малышей существенно расширяется. Вернее, их стол практически ничем не отличается от стола других членов семьи. Они кушают первые и вторые блюда, редко прикладываясь к груди после обеда или ужина. При этом кормления перед сном и в течение дня сохраняются. Малыш продолжает активно сосать грудь в подутренние часы.

Педагогический прикорм — не просто модное направление или способ облегчить жизнь маме. Это идеальная возможность знакомить ребенка именно с той едой, которую принято есть в вашей семье. Он формирует правильные пищевые привычки и пристрастия, поэтому перед родителями не возникает проблема накормить малыша. Благодаря тому, что его сопровождает грудное вскармливание, ребенок получает все необходимые вещества для физического и социального развития.

kids365.ru

Прикорм

Прикорм – это постепенное введение в рацион грудных детей функциональных продуктов питания, приготовленных в домашних условиях или промышленным способом. Дополнительная, ранее незнакомая пища, вводится в рацион малыша, наряду с молоком матери или молочными смесями, которые остаются основным питанием ребенка.

Родители и другие взрослые, осуществляющие уход за младенцем и введение прикорма, должны внимательно наблюдать за состоянием крохи в этот период, так как его система пищеварения продолжает развиваться, и ферментация твердой пищи дается органам желудочно-кишечного тракта грудничка с трудом. Поэтому определенные органические продукты вводятся в меню ребенка в соответствии со схемами и таблицами прикорма, разработанными лучшими специалистами в области детского питания.

Что такое прикорм

Приходя в этот мир, ребенок слаб и беззащитен. Он не может существовать отдельно от мамы или других взрослых, которые помогают ему расти и развиваться. Ему еще предстоит долгий период обучения самым простым и более сложным движениям, умениям, навыкам.

Вначале питание новорожденного составляет лишь материнское молоко или молочные смеси. Недаром малышей первого года жизни называют «младенцами» или «грудничками». Но в определенном возрасте, обычно в 5 или 6 месяцев, меню крохи изменяется. Постепенно в его рационе, наряду с грудным молоком или молочными смесями, начинают появляться новые продукты. Их ассортимент не спеша расширяется, чтобы к году баланс между грудным (либо искусственным вскармливанием) и приемами обычной, твердой пищи, сместился в сторону последней.

Долгий процесс введения функциональных продуктов питания в рацион детей первого года жизни, с целью адаптировать организм маленького человека к обычной пище, и называется «прикормом».

Как организовать правильный прикорм

Чтобы введение новой пищи не принесло вреда здоровью малыша, важно наладить правильный прикорм. Введение незнакомой пищи в рацион младенца должно осуществляться в соответствии с определенными правилами, выработанными в ходе тысячелетней практики ухода за детьми и основанными на научных знаниях в области педиатрии и диетологии. Выбор благоприятного момента для этого имеет вариации для разных детей.

  • Прикорм при искусственном вскармливании обычно начинают несколько раньше, чем при естественном кормлении грудью.
  • Для грудничка, который нормально набирает вес и развивается на материнском молоке, рекомендуют начинать его лишь со второго полугодия жизни.
  • Для ребенка, который получает молочные смеси, он стартует раньше. Обычно для детей, находящихся на искусственном вскармливании, рекомендуют начинать прикорм в 5 месяцев.
  • Для успешного роста и развития малыша принципиально важно, чтобы был введен прикорм до года. Хотя могут быть исключения, связанные с объективным состоянием здоровья младенца, особенностями его развития.

Разнообразие в моно-рационе должно появляться с осторожностью, опытные педиатры советуют начинать с четверти чайной ложки новой пищи.

Если для первого прикорма рекомендованы каши, они должны быть пюреобразным по консистенции, гораздо гуще, чем смеси, но не в виде обычного крупяного гарнира, например, из гречки или риса. Потребуется немало месяцев регулярных кормлений, чтобы они превратились в обычные крупяные блюда.

Для удобства медицинских работников, родителей и прочих взрослых, осуществляющих уход за новорожденными, специалисты в области детского питания составили специальные схемы прикорма. В них наглядно представлена последовательность введения твердой пищи в рацион ребенка. Кроме того, они помогают составить меню крохи до года, указывая какие именно продукты и в какой прием пищи желательно включать в рацион.

Прикорм при грудном вскармливании

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют не вводить прикорм при грудном вскармливании до полугода. Впервые с обычной пищей ребенок, которого вскармливает грудным молоком мама, должен познакомиться в 6 месяцев, прикорм раньше этого времени ему не требуется и может негативно отразиться на лактации. Ведь грудное молоко производится женским организмом «по требованию».

В нем содержатся все основные питательные вещества и микронутриенты, которые необходимы малышу. Причем они идеально сбалансированы. Поэтому прикорм при грудном вскармливании до полугода – не обоснован, в нем нет необходимости.

Да и организм крохи еще не готов к приему твердой пищи. Наличие первых зубов у младенца не является веским аргументом в пользу ее введения, как ошибочно полагают некоторые родители. Органы пищеварительной системы в это время продолжают развиваться, организм осваивает производство ферментов, необходимых для расщепления обычной пищи. Поэтому ранний прикорм грудных детей чреват появлением тревожных симптомов нарушений в работе желудочно-кишечного тракта ребенка. Из-за несвоевременного начала прикорма у малыша могут появиться:

  • колики, спазмы и прочие болевые ощущения;
  • общее беспокойство;
  • частые и обильные срыгивания;
  • рвота;
  • диспепсия (запор или диарея) и т. д.

Не стоит спешить вводить прикорм при грудном вскармливании.

При этом эксперты ВОЗ допускают более раннее знакомство с твердой пищей для младенцев, которые получают молочные смеси.

Прикорм при искусственном вскармливании

Хотя прикорм при искусственном вскармливании раньше начинали с 3 месяцев, сегодня педиатры рекомендуют не торопить события. При данном типе вскармливания, как считают эксперты Всемирной организации здравоохранения, допустимо начинать прикорм в 5 месяцев, иногда в 4. Однако некоторые известные педиатры, в том числе популярный в нашей стране Евгений Комаровский, рекомендуют прикорм при искусственном вскармливании, также как знакомство с твердой пищей грудничков, получающих с рождения исключительно материнское молоко, начинать только в полгода.

Из-за преждевременного введения новой пищи, у малыша могут появиться симптомы пищевой непереносимости, увеличиться риск развития различных патологий пищеварительной системы. Кроме того, если оно начинается слишком рано, выше вероятность возникновения аллергии, которая сегодня представляет собой одну из наиболее значительных угроз для здоровья маленьких граждан. Ведь по статистике ВОЗ, 8 из 10 россиян страдают от симптомов аллергии.

Когда лучше начинать прикорм при искусственном вскармливании, должен рекомендовать педиатр, который наблюдает развитие ребенка с рождения, знает особенности его здоровья.

Постепенное введение прикорма

Начиная знакомить младенца с новой пищей, родители и другие взрослые должны всегда помнить «золотое» правило: «Не торопись».

Правильный прикорм предполагает постепенное появление в рационе незнакомого продукта. Он должен начинаться буквально с нескольких граммов или миллилитров пищи (5-10), которую только с большой натяжкой можно назвать «твердой». На самом деле, по консистенции в первый прикорм любая еда должна напоминать кефир. Она должна быть пюрированной, не содержать комочков и твердых включений в виде кусков. Готовое или домашнее детское питание, овощное пюре или каши для первого прикорма опытные педиатры рекомендуют дополнительно разбавлять.

Консистенция блюда и количество твердой пищи на один прием и в течение дня будет меняться по мере взросления малыша, чтобы прикорм до года постепенно превратился из дополнения к грудному молоку или искусственным смесям, в основную пищу. А материнское молоко и молочные смеси – стали дополнением к твердой пище.

Точное количество твердой пищи, которую должен получать младенец, рекомендует педиатр. Специалист расскажет родителям и другим взрослым, которые осуществляют уход за малышом, о том, как организовать введение прикорма, с учетом типа вскармливания и показателей здоровья новорожденного.

Своеобразным напоминанием, «подсказкой» для родителей, может служить таблица прикорма.

Лучшее время для начала прикорма

В прошлом веке врачи и родители стремились «форсировать» заложенные природой этапы развития детей. Начиная с 3 месяцев и даже раньше, вводили в меню новорожденного соки. Некоторые родители с гордостью рассказывали о том, что их чадо в 4 месяца уже получал первый прикорм, каши.

В результате увеличилось количество детей с пищевой непереносимостью, аллергией, патологиями желудочно-кишечного тракта, а также все чаще регистрировались проблемы с грудным вскармливанием. Кроме того, многочисленные научные исследования показали, что пищеварительная система новорожденного первых месяцев жизни не готова к перевариванию никаких иных продуктов, кроме молока матери либо специально разработанных для докармливания или искусственного вскармливания смесей.

Есть и другое мнение, бытующее в народе. Оно предписывает расширять меню грудничков, лишь когда прорежутся первые зубы. Но беда в том, что это может происходить как с опережением обычных сроков (например, в 3 месяца), так и со значительным опозданием (после года). Поэтому данный совет не всегда работает.

Посоветуйтесь с педиатром, перед тем как вводить твердую пищу. Специалист определит оптимальное время начала прикорма до года.

Есть общие рекомендации, касающиеся оптимального времени для появления разнообразия в моно-меню грудничков, единственный продукт питания которых – мамино молоко. Они гласят, что при сбалансированном питании матери и нормальном развитии дитя, лучшее время для введения твердой пищи наступает, когда маленький человек прожил первые полгода. Начиная прикорм в 6 месяцев, можно исключить дефицит различных микронутриентов, которые обеспечивают рост, физическое и психическое созревание ребенка. Прикорм при грудном вскармливании с этого возраста поможет адаптировать малыша к «автономному» от мамы питанию.

Прикорм грудных детей, находящихся на искусственном вскармливании, по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, можно начинать несколько раньше. Допустим прикорм в 5 месяцев, а иногда – в 4.

Однако у конкретного ребенка могут быть показания к тому, чтобы несколько ускорить или отсрочить начало прикорма. Определить оптимальный момент для введения твердой пищи может только врач, который наблюдает развитие малыша в динамике.

Сколько дать в первый прикорм

Чтобы обезопасить ребенка от возможных нежелательных эффектов при введении незнакомой пищи, первый прикорм грудных детей должен быть чисто символическим. Малышу предлагают всего чайную ложку нового продукта, пристально наблюдая за реакциями организма. При этом не следует настаивать, пугая кроху и вырабатывая негативную реакцию на любую пищу, кроме грудного молока или смесей.

Если нет никаких тревожных симптомов пищевой непереносимости, аллергических реакций, странностей в привычном поведении младенца, можно на следующий день предложить ребенку 2-3 чайных ложек. Так, постепенно, от раза к разу увеличивая количество пищи на один прием, доводят до оптимального количества, рекомендованного специалистами.

Норму количества определенных продуктов в меню детей разного возраста можно найти в таблицах прикорма, скачав их в Интернете или загрузив специальные мобильные приложения со схемами прикорма на планшет, смартфон.

Прикорм грудничка: педиатрический или педагогический?

Исторически сложилось так, что параллельно существуют две концепции прикорма детей до года:

  • педагогическая – часть естественного воспитания;
  • педиатрическая – как научный противовес педагогическому прикорму грудных детей.

Согласно педагогической концепции, прикорм ребенка начинают, когда малыш уже научился сидеть и проявляет живой интерес к пище взрослых людей. Обычно прикорм грудничка вводят после полугода, постепенно знакомя его с привычным рационом семьи, формируя пищевое поведение, развивая навыки жевания и мелкую моторику.

При этом родители не готовят отдельно блюда для прикорма до года. Детей просто кормят той едой, которая лежит на тарелках мамы и других членов семьи. Причем блюда даже не преобразуют в пюре, а дают пищу небольшими кусочками. Не исключают соль, специи и т. д., сразу адаптируя малыша к традиционному семейному меню.

Педиатрическая концепция основывается на фундаментальных научных знаниях и практическом опыте медицины. Она предполагает прикорм по месяцам, с учетом состояния здоровья, вида вскармливания с рождения и т. д. Прикорм детей до года, в рамках педиатрической концепции, позволяет адаптировать организм ребенка к новому этапу в питании, без грудного молока или смеси.

Прикорм детей до года: основные правила

Введение прикорма порой кажется молодым, неопытным родителям трудно исполнимой задачей. Однако соблюдая основные правила правильного прикорма, можно с легкостью ввести в рацион крохи новые продукты.

  • Начало прикорма должен рекомендовать педиатр, хотя лучшим вариантом для знакомства малыша с пищей взрослых считается прикорм в 6 месяцев.
  • Не следует сразу давать несколько разных продуктов. Это позволит быстро понять, какой именно вызвал неприятные симптомы пищевой непереносимости или аллергии.
  • Адаптацию начинают обычно с одного овоща, предлагая минимальное количество пюре из него.
  • Постепенно увеличивают порцию, за пару недель, до ½ стакана или чашки, одновременно экспериментируя с овощами в разные дни недели.
  • Редкий малыш съедает свыше 150 г пюре.
  • Нельзя кормить ребенка насильно, пытаясь добиться того, чтобы он съел всю порцию.
  • Следует помнить, что у маленького человека могут быть свои собственные вкусовые предпочтения, настроение, аппетит.
  • Желательно, чтобы в момент кормления малыша вся семья собиралась за обеденным столом, и кроха наблюдал за поведением других домочадцев.
  • Через 3 недели можно разнообразить первый овощной прикорм кашей.
  • Вначале необходимо тщательно пюрировать блюдо, чтобы не оставалось твердых включений, делая его достаточно жидким. От кормления к кормлению пюре должно становится немного гуще. А с 8 месяцев можно измельчать продукты вилкой или пестиком (толкушкой)вместо блендера. Это позволит плавно превратить прикорм до года в обычное питание ребенка младшего возраста.
  • Все блюда детского питания дают с ложки.
  • До или после кормления грудью (смесью из бутылочки) предложить твердую пищу – универсальных рекомендаций нет. Взрослые могут поэкспериментировать, наблюдая за поведением ребенка.
  • Введение прикорма следует отложить на неделю после плановой вакцинации или болезни, которая сопровождалась повышением температуры тела.
  • Стоит планировать это важно событие таким образом, чтобы до очередной прививки оставалось не менее 7 дней.

Схемы прикорма для удобства родителей

В специализированных СМИ, посвященных вопросам педиатрии, развитию детей, в том числе в Интернете, можно найти наглядные пособия в помощь мамам, папам и другим взрослым, которые осуществляют уход за новорожденными. Они представляют собой таблицы прикорма и предлагают расписание введения твердой пищи в рацион детей.

Схема прикорма сообщает благоприятные сроки появления тех или иных продуктов в детском меню, подсказывает объем порции, предлагает варианты блюд. В ней указаны оптимальные сочетания новых блюд с кормлениями грудью или молочными смесями.

Однако схема прикорма не должна являться для родителей главным руководством к действию. Ребенок может иметь особенности развития и здоровья, которые являются противопоказанием к прикорму с 6 месяцев. Либо наоборот – показания к более раннему знакомству с твердой пищей.

Таблицы прикорма и мобильные приложения

Умные гаджеты и мобильные приложения облегчают жизнь людей. Существуют специальные мобильные приложения для заботливых родителей с таблицами прикорма младенцев. Скачав одно из них, можно всегда иметь под рукой красочную «шпаргалку», которая не позволит забыть о том, что пора менять моно-рацион ребенка.

Таблица прикорма в смартфоне или планшете – это подробная инструкция, в которой указаны оптимальное время знакомства с овощными, крупяными, мясными, рыбными, молочными, фруктовыми и прочими блюдами. В ней сообщается, к какому возрасту крохи оптимально приурочить начало прикорма, учитывая расписание плановых прививок. Какое блюдо лучше предложить маленькому гурману на завтрак, а какое оставить на обед и т. п.

Прикорм по месяцам

Так как в соответствии с принципами правильного прикорма, новые группы продуктов вводят в рацион младенцев поочередно, с интервалом в 3-4 недели, процесс знакомства со взрослой пищей растягивается на несколько месяцев. На протяжении этого времени в меню появляются:

  • овощи;
  • крупы;
  • мясо;
  • рыба;
  • фрукты;
  • кисломолочные продукты и т. д.

Прикорм по месяцам – это достаточно гибкая схема, которую можно менять, в зависимости:

  • от объективных обстоятельств, например, состояния здоровья малыша (неожиданное ОРЗ, аллергия или врожденные заболевания, возможные травмы и пр.);
  • вкусовых предпочтений ребенка;
  • рекомендаций специалистов;
  • желаний родителей.

Прикорм в 5 месяцев

Разнообразить рацион малыша, который вскармливается искусственно, допустимо немного раньше, чем при грудном типе вскармливания. Если нет специальных противопоказаний, педиатр может рекомендовать начать прикорм в 5 месяцев и даже немного раньше.

Подсказок, которые косвенно указывают на то, что меню крохи пора обогащать обычной пищей, может быть несколько:

  • увеличение веса при рождении вдвое или более (у недоношенного вес при рождении может быть в этом возрасте увеличен в 2,5-3 раза);
  • малыш научился сидеть с поддержкой и уверенно поворачивает голову в разные стороны, сидя с помощью взрослых;
  • наблюдается угасание рефлекса, побуждающего удалять языком любую твердую пищу из полости рта;
  • проснулся интерес к еде на тарелках и во рту взрослых;
  • хороший аппетит ребенка не вполне удовлетворяет искусственная смесь, и он чаще обычного требует новую порцию еды.

Прикорм в 6 месяцев

Начало прикорма на пересечении «экватора» первого года жизни малыша считается мировым медицинским сообществом на сегодняшний день оптимальным. Вне зависимости от вида вскармливания с рождения.

В это время пищеварительная система уже достаточно зрелая. Снизилась проницаемость кишечника. Вырабатываются многие ферменты, необходимые для расщепления тех видов пищи, которые предлагают в качестве прикорма грудничку.

Организм малыша нуждается в новых источниках энергии и микронутриентах. Потребность в них уже не способно удовлетворить, в полной мере, молоко мамы. А смеси для искусственного вскармливания, даже предназначенные для детей старше 6 месяцев, идеально сбалансированные по основным питательным веществам, витаминам, минеральным компонентам, не дают ребенку ощущения полного насыщения.

В этом возрасте прикорм грудничка является важным этапом взросления и позволяет задать мощный стимул:

  • развития жевательного аппарата;
  • совершенствования мелкой моторики;
  • становления координации между движениями рук и зрением;
  • формирования когнитивных функций центральной нервной системы.

Перемены в однообразном меню – это яркий сенсорный раздражитель. Ведь получая прикорм, ребенок ощущает новый вкус, аромат, консистенцию, температуру еды, видит незнакомые ранее оттенки, может попутно изучить новые формы и материалы посуды и т. д. Он пытается сам взять ложку, поднести ее ко рту, учится держать кусочки пищи, осторожно брать их пальцами.

Первый прикорм становится для него новой, увлекательной игрой, чрезвычайно важной для физического и психического развития.

Прикорм грудных детей от 7 месяцев до года

Иногда момент знакомства с обычной пищей может быть отложен. Например, для детей, рожденных раньше срока, недоношенных. Прикорм грудничка в этом случае начинается позже, чем для детей рожденных в срок. Ориентиром считается гестационный возраст (продолжительность внутриутробного развития).

Последовательность введения различных групп продуктов питания и основные принципы прикорма по месяцам остаются теми же.

Главное, чтобы до года ребенок адаптировался к переменам в рационе, подготовился к тому, что его основной пищей скоро станут овощи, зерна, животные продукты.

Почему не стоит начинать прикорм грудных детей до 4 месяцев

Изменение социального статуса женщины в ходе исторического развития привело к тому, что мамы старались как можно раньше приучить детей к обычной еде, чтобы вернуться к своим общественным обязанностям, профессии. Ранний прикорм был очень важен, ведь благодаря введению обычной пищи в рацион, ребенок становился более автономным, мог существовать в отдалении от единственно возможного в первые месяцы его жизни источника еды, без мамы.

Однако выдержать подобные «опыты» мог не каждый растущий организм. Как показала обширная педиатрическая практика, несвоевременный первый прикорм, каши, коровье и козье молоко, соки и прочие продукты нередко вызывали:

  • патологические симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, еще не готового к избыточным нагрузкам;
  • кожные аллергические реакции;
  • нарушения со стороны дыхательной системы и т. д.

Особенности введения прикорма для детей с аллергией и некоторыми другими патологиями

По статистике Всемирной организации здравоохранения, около 20% родителей сталкиваются с различными проявлениями аллергии у своих сыновей и дочерей уже в первые месяцы жизни.

Работа иммунной системы новорожденного может быть нарушена:

  • на фоне семейной истории аллергии;
  • из-за неправильного пищевого поведения мамы во время внутриутробного развития малыша или в период лактации;
  • по причине приема женщиной антибактериальных и некоторых других лекарственных препаратов во время беременности;
  • из-за воздействия химических веществ, входящих в состав бытовой химии, стиральных порошков, моющих средств и т. п.

Аллергия может проявляться весьма разнообразно:

  • покраснение кожных покровов;
  • отек;
  • шелушение дермы;
  • зуд;
  • диспепсия (понос или запор);
  • вздутие живота;
  • затруднение дыхания;
  • общее беспокойство и др.

Нередко аллергия манифестирует в тот момент, когда начинается адаптация ребенка к неведомым прежде пищевым продуктам.

Именно поэтому прикорм вводят осторожно, начиная с 5 г одного нового продукта, пристально наблюдая за ответом организма крохи на перемены в рационе. Необходимо повременить с введением данной пищи, если:

  • сон малыша стал беспокойным;
  • его щеки покраснели;
  • резко изменилось количество и качество стула и т. д.

Специалисты рекомендуют отложить вторую попытку знакомства на несколько дней, когда исчезнут тревожные симптомы. Затем снова предложить новый продукт, и вновь понаблюдать за состоянием здоровья малыша.

Прикорм ребенка: здоровое меню

Заботясь о здоровье детей, взрослые должны правильно составлять рацион малыша, начиная с самого первого знакомства с твердой пищей.

Конечно, исходные продукты для прикорма детей должны быть высокого качества. Родители или другие взрослые, которые осуществляют уход за малышом, не вправе экономить на детском питании, чтобы не пришлось впоследствии тратиться на лечение ребенка.

Существуют два варианта:

  • покупать каши для первого прикорма и последующих (типа «только налей воды») готовые пюре из овощей, мяса, фруктов, соки, йогурты, кефир и т. п.;
  • самостоятельно заниматься закупкой продуктов, готовить дома из органических продуктов, старательно соблюдая рекомендованную рецептуру детских блюд.

Выбор полезных продуктов

Прикорм крохи должен состоять исключительно из натуральных, функциональных продуктов питания, ценных для человеческого организма. Каждый из них имеет свой, уникальный набор витаминов и прочих биологически активных веществ, которые дополняют основные питательные вещества (протеины, белки, углеводы), обеспечивая возрастающие, по мере взросления, потребности ребенка.

До года эксперты Всемирной организации здравоохранения не рекомендуют дополнять детское питание солью, сахаром.

Некоторые педиатры, например, Евгений Комаровский, допускают подслащивание кисломолочных продуктов, каши для первого прикорма и некоторых других блюд, чтобы сделать пищу более приятной на вкус и желанной для ребенка. Другие врачи советуют использовать домашнее варенье в тех же целях.

Но сегодня медицинская наука доказала, что привычка к сладкому сродни наркотической зависимости. Поэтому не стоит вырабатывать ее, особенно в столь юном возрасте.

Подобные усилители вкуса могут сослужить «плохую службу», сформировав неправильные пищевые привычки, которые в перспективе могут превратиться в:

  • ожирение;
  • метаболический синдром;
  • сахарный диабет 2 типа и прочие грозные патологии.

Недопустимо пичкать грудничка:

  • конфетами;
  • шоколадом;
  • мороженым и прочими сладостями.

Лучшие эксперты в области детского питания не рекомендуют вводить в рацион детей первого года жизни:

  • мед;
  • какао;
  • яичный белок;
  • морепродукты;
  • экзотические фрукты и прочие продукты, которые часто являются аллергенами.

Нерафинированные растительные масла можно понемногу добавлять, начиная с капли, в домашнее овощное пюре или кашу, когда порция прикорма достигает 50 мл.

Какие овощи и фрукты выбрать для пюре

  • Чтобы приготовить овощное или фруктовое пюре для младенца самостоятельно, лучше всего брать экологически чистые продукты, выращенные своими руками или небольшими фермерскими хозяйствами. Важно, чтобы в их составе было как можно меньше синтетических веществ (в идеале – они отсутствуют).
  • Принципиально, чтобы овощи и фрукты были выращены в регионе проживания семьи.
  • Можно использовать замороженные растительные продукты, если нет возможности взять свежие дары природы, прямиком с грядки.
  • Овощи и фрукты не должны иметь следов порчи и механических повреждений.
  • Обычно рекомендуют брать для первого знакомства с овощами кабачки, цветную капусту. Но нет научно подтвержденных оснований, чтобы игнорировать ярко окрашенные растительные продукты. Например, оранжевые тыква и морковь являются одними из наиболее безопасных вариантов для прикорма ребенка. Их солнечные оттенки обусловлены биологически активными веществами в составе, которые очень полезны для здоровья людей любого возраста.
  • Не следует спешить с введением в рацион картофеля. Его рекомендуют включать в прикорм по месяцам, который стартует с 6 месяцев, только в 8 месяцев, наравне с мясными продуктами.
  • Если малышу не нравится один овощ, не стоит сразу переходить на каши, по совету знакомых или бабушек. Родителям стоит проявить настойчивость, предлагая малышу отведать пюре из других овощей.
Какие каши лучше для первого прикорма: полезные крупы

Эксперты в области детского питания рекомендуют варить каши для первого прикорма на воде. Для их приготовления используют безглютеновые крупы:

  • рисовую,
  • гречневую,
  • кукурузную,
  • киноа.

Они не содержат клейковины, которой богаты:

  • пшеница,
  • рожь,
  • ячмень,
  • овес.

Поэтому не опасны для маленьких пациентов с целиакией и не провоцируют симптомы пищевой непереносимости глютена.

Хотя в общей популяции данная патология встречается в среднем у 1% людей, число больных растет. И в некоторых странах регистрируется до 6% граждан с пищевой непереносимостью клейковины среди общего населения.

Не рекомендуют подслащивать крупяные блюда, чтобы не воспитывать нездоровую любовь к сахару.

Животные продукты в питании грудничков

Вслед за овощными и крупяными блюдами, в меню крохи появляются животные продукты. Первым рекомендуют вводить пюре из:

  • индейки;
  • курицы;
  • кролика;
  • телятины;
  • ягненка.

Параллельно можно вводить желток куриного яйца, начиная с малой толики.

Ведутся споры по поводу времени введения кисломолочных продуктов. Некоторые именитые специалисты, в том числе Евгений Комаровский, рекомендуют использовать именно их для первого прикорма, обогащая микробиом малышей. Однако мировое медицинское сообщество пришло к мнению, что кефир, йогурт и другую молочку стоит вводить в рацион после овощей, безглютеновых круп и мяса. Так как молочные продукты нередко становятся причиной пищевой непереносимости лактозы или аллергии на казеин.

То же касается и творога. Сегодня некоторые педиатры считают, что риск развития аллергии доминирует над пищевой ценностью данного продукта для детского питания. Поэтому его рекомендуют вводить в меню около года, если у ребенка есть симптомы аллергии или пищевой непереносимости молочных продуктов или повышенные риски развития патологии, в силу семейной истории.

Способы приготовления

  • Кроме традиционной варки, для приготовления прикорма детям до года можно использовать приготовление на пару. Этот способ позволяет сохранить больше микронутриентов в составе исходного продукта. Кроме того, блюда в пароварке получаются вкуснее и ароматнее.
  • Затем продукт преобразуют в пюре при помощи блендера.
  • Картофель лучше измельчать пестиком, так как блендер превращает его не в пюре, а в клейкую массу, напоминающую клейстер.
  • Густоту регулируют, добавляя питьевую воду или оставшийся при варке растительных продуктов бульон. В начале введения прикорма пюре должно напоминать кефир, затем жидкую сметану, постепенно становясь все более густым.

Что лучше: домашнее или готовое детское питание?

Блюда для малышей можно готовить дома или покупать детское питание, приготовленное промышленным способом.

  • Если родители готовят первые детские блюда самостоятельно, они должны тщательно выбирать самые свежие овощи, фрукты, мясо и т. д. Сделать это непросто, так как не всегда возможно определить производителя, регион выращивания, качество продуктов и т. п. Кроме того, сам процесс приготовления отнимает драгоценное время и силы.
  • Производство детского питания находится под неусыпным вниманием различных контролирующих органов. Особенно тщательно подходят к определению качества исходного сырья. Детское питание, произведенное промышленным способом, обогащают различными микронутриентами, повышая его пищевую ценность. Но стоит оно недешево, и открытая баночка может храниться лишь в течение суток.

Оба вида прикорма грудных детей имеют свои достоинства и недостатки. Окончательный выбор – за родителями.

Первый прикорм: соки, пюре или каши?

В советские времена прикорм начинали с фруктовых соков, считая их самым легким и полезным продуктом для грудничков. Медицинская наука шагнула с тех пор далеко вперед, и сегодня ученые пришли к выводу, что фрукты должны появиться в рационе малышей в 10 месяцев, причем лучше в виде фруктового пюре, в котором сохраняется клетчатка и другие полезные вещества.

Прикорм детей до года советуют начинать с овощного пюре, лучше кабачкового или из цветной капусты, затем переходят на морковное и тыквенное.

Другим вариантом знакомства с твердой пищей может быть безглютеновая каша на воде, без каких-либо добавок.

Обычно каши рекомендуют вводить во второй месяц с начала прикорма. Однако можно нарушить очередность, если организм крохи с трудом переносит овощи и наблюдаются:

  • проблемы со стулом (диарея, запоры);
  • вздутие живота;
  • частые срыгивания и прочие неприятные симптомы.

Педиатр может порекомендовать ввести первой в меню кашу, если ребенок беспокоен и плохо прибавляет в весе.

medaboutme.ru

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Есть множество противников педагогического прикорма и скоро вы узнаете, почему
  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии:

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

При педагогическом прикорме очень важно грудное вскармливание крохи

Педагогический прикорм вводят так:

  1. Мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу.
  2. Кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке.
  3. Когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки.
  4. Как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов. Так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички. Для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток.
  5. Малыш ест продукт или выплевывает.
  6. Если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда.
  7. В течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз.
  8. Далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.
Педагогический прикорм удобен мамам, у которых нет времени готовить для своего малыша
  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Поощряя интерес карапуза к пище, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно предлагать еду, которая его заинтересовала. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей.
При педагогическом прикорме особенно важным является правильное питание всех членов семьи

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

www.o-krohe.ru

Введение прикорма при искусственном вскармливании

Правила введения прикорма у детей на искусственном вскармливании Многообразие детских продуктов на полках магазинов  так и манит мамочек, чем не будь вкусненьким  да накормить свое чадо. Особенно если малыша кормят не грудью, а смесью. Такое желание может привести к серьезным патологиям, поэтому поговорим, когда введение прикорма при искусственном вскармливании возможно, как правильно вводить, с чего следует начинать.

Искусственное питание - это либо вынужденная мера или нежелание женщины кормить грудью. Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, требует особого питания, так как он не получает сполна всех питательных веществ и антител.

Научные исследования западных институтов питания подтверждают, что ни одна марка адоптированных детских смесей не смогла повторить точную  копию состава грудного молока.

Прикормом в медицинских кругах зовется дополнительное питание с введением новых продуктов в рацион ребенка. Его не стоит путать с докормом, который своего рода является добавкой, если малышу не хватает грудного молока или он не насытился смесью. В этих случаях докармливается адоптивной смесью или донорским молоком.

Пищеварительная система в первые годы жизни детей еще требует развития, и нагружать ее чревато большими неприятностями со стороны состояния здоровья малыша начиная от диареи и заканчивая реанимационными состояниями.  Поэтому приучать ребенка к новому необходимо постепенно, соблюдая все правила. 

Согласно рекомендациям ВОЗ прикорм вводится детям на грудном вскармливании в 6 месяцев, а если вскармливание смешанное или искусственное  - в 4 месяца.

Какие виды прикорма встречаются

Очень часто сегодня на слуху встречаются такие термины как педиатрический и педагогический прикорм. В чем разница и что они означают, разберем подробно.

Педиатрический прикорм относится к классическому методу введения новых продуктов в рацион малыша, и о нем мы будем говорить далее. А вот метод педагогического прикорма к нам пришел из прошлого века, а точнее с 90-х годов. Разрабатывался он не врачами и заключался в кормлении малыша из маминой тарелки без точных дозировок или специально приготовленной еды. Изначально пища дается маленькими кусочками. Таким способом ребенок приучается правилам поведения за семейным столом, тем самым прививается представления о ценности пищи.

Такой вид прикорма больше несет психологический фактор и порой не может подходить малышу. Так как может вызвать ряд негативных реакций со стороны маленького организма.

В педиатрическом прикорме различают следующие разновидности:

  • овощные и фруктовые пюре;
  • кисломолочные продукты и творог;
  • крупяные каши, приготовленные на воде или молоке;
  • мясные, рыбные, яичные (желток) продукты.

В зависимости от возраста вводят тот или иной вид, соблюдая все правила. Нарушение приводят к различным патологическим состояниям.

10 правил введения прикорма

Так как прикорм - это новые ощущения для ребенка и порой его реакцию сложно предугадать педиатры рекомендуют соблюдать некоторые правила:

  • необходимо завести тетрадь-дневник, чтобы можно было записывать изменения состояния здоровья малыша при введении новых продуктов;
  • нужно начинать постепенно и осторожно с маленьких доз, как правило, половины чайной ложки;
  • рекомендуется давать в начале кормления;
  • лучше на начальном этапе давать продукты белого или зеленого цвета, это касается овощных и фруктовых пюре или соков, во избежание аллергических реакций у ребенка;
  • рекомендуется вводить сначала  однокомпонентные каши на воде, затем переходить на молочные;
  • прикорм лучше давать в первую половину дня, так лучше наблюдать за реакцией малыша, и позволит избежать вам бессонную ночь;
  • если малыш перенес нормально один вид прикорма и получает полную его дозу, можно вводить следующий вид продукта, также начиная с минимальных количеств;
  • нельзя начинать вводить прикорм, если малыш болеет, в период вакцинации или у него режутся зубки, это правило работает и для введения новых продуктов;
  • запрещено вводить прикорм раньше положенного срока, так это может привести в дальнейшем к развитиям патологий желудочно-кишечного тракта;
  • и последнее, может, для кого-то покажется дикостью, но нельзя разжевывать пищу и затем предлагать ее малышу, такие действия со стороны некоторых мам имеет место быть. Помните это не только не эстетично, но и опасно, так как вы можете передать своему чаду ненужные ему микробы.

С чего начать прикорм

Чтобы вам было легко сориентироваться в правильном введении прикорма, представляем подробную таблицу согласно рекомендациям ВОЗ.

Вид прикорма

Когда начинать

С чего лучше

Какой объем

Овощное и фруктовое пюре

С 4 месяцев

Белых и зеленых овощей постепенно переходя на красные

Начинаем с ½ чайной ложки, постепенно доводя до 100- 150- 200 - 300гр

Безмолочные каши, молочные каши

С 4,5 месяцев

Начало введения с безглютеновых каш: гречка, рис, кукурузная, затем овсянка. Если малыш хорошо перенес этот вид прикорма переходить можно с многокомпонентных каш.

Начинаем с ½ чайной ложки, постепенно доводя до 100- 150- 200 - 300гр

Кисломолочные продукты

С 6 месяцев

Рекомендуется кефир, йогурт, творог низкой жирностью и без добавления дополнительных ингредиентов, особенно ароматизаторов, красителей и т.д. Желательно продукты должны быть  приобретены в специальных молочных кухнях.

Начинаем с ½ чайной ложки, постепенно доводя до 100- 150- 200 - 300гр

Мясные продукты

С 7 месяцев

Начало с одного компонента, постепенно расширяя ассортимент. Отдавать предпочтение необходимо: курица, индейка, говядина, кролик. Затем можно вводит субпродукты.

Начинаем с ½ чайной ложки, постепенно доводя до 100- 150- 200 - 300гр

Рыба

С 9 месяцев

Предпочтение необходимо отдавать нежирным сортам рыбы. Если ребенок страдает аллергией рыбу необходимо вводить после года.

Начинаем с ½ чайной ложки, постепенно доводя до 100- 150- 200 - 300гр

Желток

С 7 месяцев

Если малыш аллергик исключаем введение.

Вводить необходимо с маленького кусочка, можно предварительно растереть и разбавить молочной смесью или добавить в овощное пюре, либо кашу.

Прикорм достаточно серьезное мероприятие, требующее особого внимания. Неправильный шаг может привести к серьезным последствиям. Задача взрослых не забывать об этих тонкостях, тогда малыш легко адаптируется к новым вкусам продуктов и будет здоров.

Алла Пасенко, педиатр-неонатолог, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

mirmam.pro


Смотрите также